Икона Божией Матери Порт-Артурская, именуемая «Торжество Пресвятыя Богородицы»

Богородица Порт-Артурская - копияВ конце 1903 года, за два месяца до начала Русско-японской войны, Пресвятая Богородица явилась старому матросу Л.Е. Катанскому, участнику обороны Севастополя. Он поведал о чудесном видении братии Киево-Печерской Лавры.

По рассказу старика-матроса, в одну из ночей он был разбужен необычайно странным шумом, как бы от сильного ветра. Проснувшись, он увидел Божию Матерь, окруженную Ангелами. Пресвятая Богородица стояла спиной к заливу моря и держала в руках продолговатый плат с сиреневой каймой. На плате был изображен нерукотворный Лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние – коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым Ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, а с левой – Архангел Гавриил. Над самой Богородицей Ангелы держали в облаках Царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы Небесные поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф. Над Ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Пресвятая Богородица успокоила пораженного страхом матроса и поведала ему, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная повелела написать икону, точно отображающую видение, и отправить ее в крепость Порт-Артур, в церковь. Пресвятая Богородица обещала помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа на указанное место.

Когда пришло первое известие о начале Русско-японской войны, десять тысяч богомольцев из Киева собрали сумму, необходимую для написания иконы, причем от одного лица принимали не более 5 копеек.  Писать образ  стал известный киевский иконописец Павел Федорович Штронда. Он отказался взять плату за свою работу.

Икона была написана точно по указаниям матроса. По краям образа сделана надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Журнал «Русский паломник» за 1904 г. сообщал: «Образ написан на золотом чеканном фоне. Высота его с рамою – 2 аршина полтора вершка, без рамы – 1,75 аршина. Ширина – 1,5 аршина, без рамы – 1 аршин полтора вершка».

На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и вечером того же дня в сопровождении специальной депута­ции отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург, чтобы передать его попечению адмирала В.П. Верховского. К образу было приложено письмо за многими десятками подписей, в котором киевские граждане выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все воз­можности для скорейшего и безопасного доставления иконы в кре­пость Порт-Артур». Однако В.П. Верховский не торопился исполнить просьбу богомольцев. Около недели образ Божией Матери находился в его доме, затем он попросил написать точную копию иконы. Время шло. Митрополит Петербургский Антоний увещевал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы.

Наконец, по требованию вдоствующей Императрицы Марии Феодоровны образ «Торжество Пресвятой Богородицы» было поручено доставить в крепость Порт-Артур адмиралу Н.И. Скрыдлову, назначенному на место погибшего адмирала С.О. Макарова. 12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Петербурга. Однако Н.И. Скрыдлов поехал не на Дальний Вос­ток, а  в Севастополь. Там он еще несколько дней устраивал свои дела и только 20 апреля снова тронулся в путь. К несчастью, сделал он это слишком поздно. В Харбине он узнал, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром  перерезано. Н.И. Скрыдлов был вынуж­ден направить свой поезд во Вла­дивосток, куда прибыл в начале мая. Однако по непонятным причинам только через 90 дней в августе 1904 года икона была выставлена для поклонения в Кафедральном соборе города Владивостока.

Было предпринято несколько неудачных попыток отправить из Владивостока в Порт-Артур копии иконы. Оригинал иконы решился доставить в Порт-Артур Николай Николаевич Федоров – 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На этот подвиг он испросил благословение у своего духовника протоиерея Иоанна Кронштадтского.

21 ноября (4 декабря н. ст.), в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна в Кафедральном соборе Н.Н. Федоров увез икону из Владивостока на норвежском пароходе.

Долгое время от Н.Н. Федорова не было никаких известий. 20 декабря 1904 г. (2 января н. ст.) 1905 г. Порт-Артур был сдан японцам.

11 (24 января н. ст.) 1905 г. от Н.Н. Федорова пришло письмо, в котором он сообщал, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была из-за неблагоприятных погодных условий. Испросив разрешения в Санкт-Петербурге, Н.Н. Федоров отправил ее в действующую армию, где ее поместили в походной церкви Главнокомандующего, генерала Куропаткина.

Так закончилась первая и последняя попытка выполнить повеление Пресвятой Богородицы и доставить явленный образ «Торжество Пресвятой Богородицы» в крепость Порт-Артур. Именно в этом заключается причина сдачи неприятелю укрепленной крепости.

8 июня 1905 года икона была возвращена в Кафедральный собор города Владивостока. После революции 1917 года собор был закрыт, а позже – взорван. Дальнейшая судьба Порт-Артурской иконы письма П.Ф. Штронды до сих пор не известна.

Одна из точных копий иконы Пресвятой Богородицы была чудесным образом обретена в Иерусалиме в 1998 году паломниками с Дальнего Востока и возвращена во Владивосток.

В Порт-Артуре сейчас находится небольшая копия иконы. Она размещена в каменном кресте, установленном по повелению Государя Николая II на кладбище, где почивают останки православных воинов Русско-японской войны.

Празднование иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская совершается 16 (29 н. ст.) августа в день почитания Спаса Нерукотворного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели